Всегдали мы следуем правилам переписки — личной и деловой, нормам общения по телефону? Увы Бывает, подолгу не отвечаем на письма, да и пишем кое-как. не звоним друзьям и близким или— другая крайность— делаем это слишком часто, на грани назойливости. Этикет здесь очень кстати.
Принято считать, что письма мы писать разучились. Действительно, в прошлом, бывало, даже научные открытия обосновывались в форме письма. М.В.Ломоносов в стихах написал «Письмо к Шувалову о пользе стекла.
Личные послания нужно писать от руки, а не на компьютере, особенно те, где выражается благодарность, поздравление или, наоборот, соболезнование. Это подчеркнет вашу искренность, личное отношение к адресату и событию в его жизни.
Бумагу для письма, конверт надо подбирать тщательно. Лист должен быть абсолютно чистым и аккуратно обрезанным. Письмо начинается с обращения, заканчивается «формулой вежливости» и подписью. В личных письмах эти «формулы» разнообразны. У Чехова, например, встречаем: «Искренне Вас уважающий», «Желаю Вам всего хорошего», «Всем низко кланяюсь, Ваш А.П. Чехов».
Складывать письмо нужно не больше двух раз, адрес на конверте должен быть четким и разборчивым. Получив письмо, ответьте как можно быстрее. В деловой переписке стиль упрощается, но условностей в ней больше, чем в личной.
Служебные письма пишутся на компьютере по установленной форме. Ширина поля с левой стороны листа— не меньше 2 сантиметров. Печатать нужно через 1,5 междустрочный интервал. Абзац начинать с «красной строки», отступив на 1,25 см.
Деловое письмо делится на следующие части: дата, наименование и адрес получателя, заголовок или вступительное обращение, основной текст, заключительная «формула вежливости», указание на приложения,
Дата письма ставится в левом углу, фамилия лица или название организации, а также адрес, по которому направляется письмо, проставляется на правой стороне листа, чуть ниже строки с датой. Подпись ставится на правой стороне листа, под «формулой вежливости». Вначале рукописная, а под нею— «компьютерная». Служебные письма пишутся только на лицевой стороне листа. А если текст не помещается на одном, переносят на другой или третий. Печатают аккуратно, без помарок и исправлений. Складывают письмо текстом внутрь. Особо важные, не сгибают, а посылают в большом плотном конверте.
Помимо текста, важны и другие правила переписки. Формальной стороне корреспонденции во многих странах придается большее, чем у нас, значение. Об этом нужно помнить, отравляя письма зарубежным друзьям, коллегам, партнерам. Всегда помните о том, что грубое письмо, резкий телефонный разговор способны причинить глубокую душевную травму. Недаром говорят, что «словом можно убить человека». Поэтому, прежде чем что-то сказать, подумайте, не спешите. И неприятное известие можно облечь в мягкую, тактичную форму. Подчиняйтесь правилам вежливости.
На телефонный звонок, желательно отвечать сразу после первого сигнала. На работе человеке обычно находится рядом с аппаратом, и если после трех гудков он не берет трубку— значит, занят и не может ответить или вышел куда-то. Напротив, если вы звоните кому-то домой, здесь уместно дождаться – пятого - шестого гудка, потому что, ваш друг может находиться в это время на кухне, в ванной — словом, далеко от телефонного аппарата.
Не будучи уверены в точности номера, не набирайте его по памяти. Если ошиблись, не спрашивайте: «Какой у вас номер?» Задайте вопрос иначе: «Простите, ваш номер такой-то?» Позвонив, никогда не начинайте с фразы: «Это кто?» или «С кем я разговариваю?». На работе, сняв телефонную трубку, не спрашивайте: «Кто звонит?» Проявите вежливость и ответьте по правилам: «Иванов слушает... Владимира Сергеевича сейчас нет. Могу ли я быть вам чем-то полезен?» Служебные разговоры должны быть короткими.
Дома на телефонный звонок лучше всего ответить: «Алло...» Если просят кого-то из близких, а он в этот момент подойти не может, скажите, что, освободившись, тот позвонит сам. Если кто-то ошибся номером, скажите об этом вежливо. Вспомните, что и с вами бывает такое.
|